Гатчина
Гатчина является одним из самых красивых городов России. Очарование старины и динамизм современности, тихие зеленые улицы и современные промышленные предприятия, Петербургский институт ядерной физики и императорские дворцы - все это сегодняшняя Гатчина.
Тенистые гатчинские улочки и парки помнят Жуковского и Куприна, Чайковского и Рубинштейна, Боткина и Чигорина, многих людей, представляющих цвет российской культуры.
Гатчина - колыбель русской военной авиации. В ее небе летали Нестеров и Чкалов, первая русская авиатрисса Зверева, испытывали свои парашюты Гаккель и Котельников. Первая российская подводная лодка отправилась в свое первое плавание по гатчинским озерам.
Бесспорно, главной достопримечательностью Гатчины является великолепный дворцово-парковый ансамбль.
Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец. Граф развернул в Гатчине активное строительство – пригласил выдающегося итальянского зодчего - Антонио Ринальди. После смерти графа Орлова Гатчина становится резиденцией Павла I.
Следующими владельцами Гатчины становились императрица Мария Федоровна, Николай I, Александр II, Александр III. В 1853 году в Гатчину была проведена железная дорога, а в 1881 впервые в России появилось электрическое уличное освещение. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Гатчина была признана самым благоустроенным из малых городов Российской Империи.
В годы Великой Отечественной войны Гатчина была занята немецкими войсками, а дворцово-парковый ансамбль уничтожен. После войны силами строителей и реставраторов Гатчина была восстановлена, построены жилые районы, промышленные предприятия, институт ядерной физики, а в 1985 году открыты для посещения первые залы Гатчинского дворца. По итогам Всероссийского конкурса 1999 года Гатчина вновь стала самым благоустроенным малым городом России.
Приоратский замок — одна из самых необычных достопримечательностей Гатчины. Расположенное на берегу Черного озера здание было построено в 1799 году для французского принца Конде. Приор Мальтийского ордена, растерявший львиную долю своих владений в период Французской революции, попросил помощи у императора Павла I. Правитель Российской империи не отказал в убежище, построив для Конде Приорат «монастырское землевладение».
С Приоратским дворцом — как и многими другими архитектурными памятниками Гатчины — связана легенда о наличии подземного хода, который якобы соединяет комплекс с Гатчинским императорским дворцом. И подтверждения этим догадкам найдены: выложенный камнем тоннель был обнаружен при реставрации здания. Однако до сих пор неясно, каково его предназначение и ведет ли ход к бывшей резиденции монархов.
Пожалуй, один дворец, какими бы прекрасными не были бы его интерьеры, не смог бы привлечь к себе внимание многочисленных туристов. Парки - настоящие достопримечательности Гатчины, из-за которых объект и вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО. Винченцо Бренна приложил немало усилий, чтобы создать рукотворные пейзажи. Это озера Белое, Черное, Серебряное, а также регулярные и ландшафтные парки Сильвия, Собственный, Голландские (Верхний и Нижний).
Гатчинские вокзалы (Балтийский и Варшавский) имеют богатую историю. Варшавский вокзал находится на юго-восточном краю города и является главным в Гатчине. В 1851 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Варшава, она связывала Санкт-Петербург с Польшей и прусской границей и поэтому имела важное значение. В ноябре 1853 года был открыт для движения первый участок новой железной дороги. Только в 1862 году дорога была полностью проложена. Первое здание вокзала в Гатчине было деревянными. В 1872 году была проведена ветка Балтийской железной дороги. А в 1873 году в Гатчине был построен второй вокзал по проекту П.С. Купинского. Постройка была очень красивой, но очень быстро перестала справляться с пассажиропотоком. В августе 1885 года был издан указ о постройке новой станции, немного поодаль. Новое здание было открыто в 1889 году, а в 1890 году был открыт Царский павильон, архитектором которых также был П.С. Купинский.
Во время Великой Отечественной войны здание вокзала претерпело разрушения. Новое здание, действующее по сегодняшний день, было возведено в 1958 году по проекту Л.В. Доброницкой, здание исполнено в классическом стиле.
До Гатчины можно доехать на пригородном поезде. Между Санкт-Петербургом и Гатчиной проложены две параллельные железнодорожные линии - Варшавского и Балтийского направлений - с двумя станциями в Гатчине: Гатчина-Балтийская и Гатчина-Варшавская. Время в пути от Санкт-Петербурга (Балтийский вокзал) - около часа. Поезда курсируют ежедневно. С расписанием Вы можете ознакомиться и соответственно.
Источники: gatchinapalace.ru, gatchina-meria.ru, mapolist.ru, afisha.ru, panoramio.com Назад