Ораниенбаум
Город Ломоносов – в прошлом Ораниенбаум, расположен на южном побережье Финского залива, в 40-а километрах от Санкт-Петербурга. Имя М.В. Ломоносова – гениального русского ученого, просветителя, поэта, художника – было присвоено городу в 1948 году.
Загородный участок, на котором теперь расположен Ломоносов, Петр I подарил своему соратнику великому князю А.Д. Меньшикову, который начал строительство большой усадьбы, названной "Ораниенбаумом".
С названием резиденции связана интересная легенда. В 1704 году здесь была обнаружена оранжерея, в которой росли померанцевые деревья (дикие апельсиновые саженцы). На каждом из них висела табличка с надписью: Oranienbaum (в переводе с нем. – «померанцевое дерево»). Петра I эти таблички немало позабавили, и он назвал дачу Меньшикова Ораниенбаумом.
По другой версии, Меньшиков дал своей резиденции название в честь английского короля Вильгельма III Оранского (1650-1702), которого очень уважал Петр I.
В течении 15 лет (1710- 1725) в Ораниенбауме появились Большой дворец и Нижний парк с каналом, ведущим к заливу. Петр I часто останавливался здесь по дороге в Кронштадт.
В 1743 году Императрица Елизавета Петровна подарила резиденцию своему племяннику Петру Федоровичу – будущему императору Петру III. Большой дворец был восстановлен. К юго-востоку от него появился дворец Петра III, а на правом берегу реки Карости – крепость Петерштадт для военных учений. В долине реки был создан парк – он называется Петровский.
В годы царствования Екатерины II к юго-западу от Большого дворца для нее была построена Собственная дача (1762). В ансамбль Собственной дачи вошли Китайский дворец, Катальная горка, Кавалерский корпус, Фрейлинский домик и пристань у пруда рядом с дворцом.
У китайского дворца был разбит обширный Верхний парк. Он состоял из двух частей: регулярного сада и пейзажного парка, входившего тогда в моду. В XIX веке весь дворцовый парк стал пейзажным.
Во второй половине XVIII века главным архитектором был А. Риналди. Он сыграл исключительную роль в создании дворцово-паркового ансамбля. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова (Ораниенбаум) - ценнейший уникальный памятник русской культуры и искусства XVII века.
Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство XVII века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие нас с историей и искусством прошлого.
В дворцово-парковый комплекс Ораниенбаума входят три ансамбля. Это ансамбль Большого дворца, ансамбль Петерштадт и ансамбль Собственная дача с ее главными постройками – Китайским дворцом и павильоном Катальной горки. В них ярко отражена архитектура барокко начала XVIII века и классицизма 60-70-х годов XVIII века.
Ораниенбаумскому художественному комплексу, созданному вдохновенным трудом крупнейших зодчих, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства и талантливых умельцев XVII столетия, принадлежит совершенно особое место в истории русской и мировой культуры.
До 1917 году Ораниенбаум был загородной резиденцией царской семьи и знати. Затем он превратился в музей.
Прошло ровно 150 лет со дня основания Петербурга, когда придворный банкир-миллионер барон А.Л. Штиглиц получил от Николая I право на постройку здесь железной дороги — сначала от Петербурга до Петергофа, затем ветки Лигово — Красное Село и, наконец, дороги от Петергофа до Ораниенбаума.
Строились все дороги бароном за его деньги с последующим правом владения железнодорожными путями на неопределенный срок, до тех пор пока не выкупит их правительство, однако не меньше чем на 15 лет со дня открытия здесь движения.
Если участки дороги Петербург — Петергоф и Лигово — Красное Село строились в основном на местности с равнинным рельефом, то продление дороги до Ораниенбаума оказалось делом куда более трудным. Не случайно на сооружение этого участка дороги длиною всего в одиннадцать верст ушло полных два года. Пассажирское движение здесь было открыто 7 июня 1864 года. Строился этот участок дороги уже после отмены крепостного права. Полотно дороги проходило через 29 земельных владений.
В 1862 году было начато строительство станции Ораниенбаум с подсобными строениями. Строился вокзал по проекту и под непосредственным руководством архитектора Ф.Л. Миллера.
Открытие движения поездов Петербург—Ораниенбаум состоялось 7 июня 1864 года. Еще накануне этого дня газета «Русский инвалид» опубликовала «для сведения широкой публики» первое в истории расписание поездов на этой линии. «...Эта дорога, — писалось в газете "Русский инвалид" от 21 июля 1864 года, — составляет продолжение Петергофской линии с тою только разницей, что проходит по местности более живописной, чем первая... кроме значения увеселительного и предоставления больших удобств жителям Петербурга и Кронштадта... новая дорога значительно облегчает перевозку грузов из Кронштадта в Петербург... Для этой цели устроена от Ораниенбаумской станции особая ветвь к морю». (Речь идет о конной дороге.)
Характеризуя положение Петербургско-Ораниенбаумской линии в дореволюционные годы, нужно отметить, что служила она главным образом для сообщения столицы с летней резиденцией царского двора, с местом пребывания здесь частей гвардии, с загородными дачами и гуляньями.
Ввиду этого дорога находилась на особом положении. Вплоть до Первой мировой войны к хвосту каждого поезда, уходящего из Петербурга, прицеплялся так называемый «каретный вагон». На вагоне имелась надпись: «Для особ высочайшего двора». Каждое из четырех купе такого вагона имело отдельный выход на перрон.
14 ноября 1918 года образовалась ликвидационная комиссия, в задачу которой входила практическая передача дороги в ведение государства. В марте 1919 года дорога перешла в распоряжение Наркомата путей сообщения. О том, как сложилась судьба дороги в годы Гражданской войны, документов в архивах не сохранилось. Достоверно известно лишь, что в эти годы строительные материалы и техническое оборудование, в том числе и готовые рельсы, были использованы на других важных участках страны.
До Ораниенбаума можно доехать на пригородном поезде. Между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом проложена линия – Балтийского направления – со станцией Ораниенбаум. Время в пути от Санкт-Петербурга (Балтийский вокзал) – 54 минут. Поезда курсируют ежедневно. С расписанием Вы можете ознакомиться .
Источники: oranienbaum.org, wikimapia.org, citywalls.ru Назад