версия для слабовидящих
Расписание движения и стоимость проезда
08.12.2020

Интервью генерального директора СЗППК газете «Коммерсантъ»

Интервью генерального директора СЗППК газете «Коммерсантъ»

«Город разрастается, и этому способствует развитая пригородная железнодорожная сеть»

Несмотря на падение пассажиропотока на всех видах общественного транспорта в начале 2020 года, АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК) ожидает завершить год с операционными показателями на уровне 72% к 2019 году, обслужив 61,4 млн человека. О перспективах развития пригородного железнодорожного движения в интервью корреспонденту BG Яне Войцеховской рассказал генеральный директор СЗППК Виталий Григорьев.

BUSINESS GUIDE: Каковы показатели пассажиропотока СЗППК по итогам десяти месяцев 2020 года? Какова динамика? С какими показателями в СЗППК ожидают закончить год?

ВИТАЛИЙ ГРИГОРЬЕВ: Пассажиры постепенно возвращаются в пригородные поезда — объемы перевозок растут после значительного падения в апреле и мае. Количество отправленных пассажиров за десять месяцев 2020 года составило 52,7 млн человек, это 72% к 2019 году. По итогам текущего года мы ожидаем, что процентное соотношение к показателям прошлого года сохранится на таком же уровне и составит 61,4 млн пассажиров.

BG: Какие новые сервисы введены на железной дороге в 2020 году?

В. Г.: Компания проводит работу по развитию безналичной оплаты проезда в пригородных поездах. Сегодня оплачивать проезд по безналичному расчету можно как в терминалах самообслуживания и в билетных кассах, так и у контролеров в поездах. 106 пинпадов для приема безналичной оплаты находятся в эксплуатации у контролеров, в основном они охватывают московское направление, до конца года запланирована поставка еще 30 устройств. В 2021 году СЗППК запланировала переоснащение контрольно-кассовой техники, используемой для продажи билетов в пути следования на новый программно-технический комплекс. Это мобильная контрольно-кассовая техника, работающая под управлением операционной системы Android, что обеспечивает возможность использования самых современных сетевых технологий и широкого спектра инструментов разработки. Стоит отметить наличие встроенного банковского пинпада, функционирующего в режиме транспортного эквайринга по технологии офлайн, возможность авторизации кассира по отпечатку пальца, а также повышенную емкость аккумуляторной батареи мобильной кассы, что позволяет ей работать на длинных маршрутах.

BG: Какие самые популярные направления путешествий у СЗППК в 2020 году?

В. Г.: Пригородные поезда удобны как для повседневных и деловых поездок, так и для туристических. Мы видим, что людям нравится путешествовать железнодорожным транспортом, когда они получают не только качественную перевозку, но еще и дополнительные услуги, будь то удобная стыковка с автотранспортом, поездами дальнего следования, возможность воспользоваться Wi-Fi, посмотреть фильмы в медиацентре, приобрести в пути горячий чай или кофе, прослушать экскурсию в поезде в формате аудиогида. Компания продолжает разработку таких бесплатных аудиоэкскурсий, ориентируясь не только на внутренних туристов, но и на англоязычных и китайскоговорящих гостей, в конечном итоге ограничения по въездному туризму будут сняты и иностранный турпоток вернется. И если говорить о туристах, то в первую очередь их, конечно, привлекают «Ласточки», тем более что их развитая маршрутная сеть предлагает большое количество идей для путешествия: Выборг, Великий Новгород, Гатчина, Зеленогорск, Ораниенбаум, Приозерск и Петергоф. Самым популярным маршрутом, благодаря в том числе реализации скоростных преимуществ, является Выборг. Ни на каком другом транспорте, кроме «Ласточки», вы не доберетесь из Санкт-Петербурга до Выборга за 1 час 15 минут, при этом имея возможность получить дополнительную услугу в виде экскурсии в пути и при желании по городу — в летний период. В январе 2021 года маршрутную сеть «Ласточек» планируется пополнить еще одним туристическим маршрутом — в Тихвин. На территории района находятся уникальные памятники истории и культуры федерального и местного значения. Сам город богат достопримечательностями, связанными с православием и развитием русской культуры.

BG: Используются ли дистанционные способы оплаты?

В. Г.: Пассажирам сейчас доступны два мобильных приложения по оформлению электронных проездных документов на пригородные поезда — «Пригород» и «РЖД Пассажирам». Сегодня электронные продажи билетов набирают рост. Так, в сентябре этого года доля билетов, реализованных через мобильные приложения, составила 12%, год назад, в сентябре 2019 года, это было около 9%. С осени оформление льготных проездных документов для студентов и школьников также стало доступно в мобильном приложении «Пригород», а с октября была упрощена процедура контроля пригородных билетов с динамическим штрихкодом в приложении «РЖД Пассажирам». Сейчас при контроле таких билетов непосредственно в поезде предъявление паспорта стало необязательным.

BG: Какие еще новации в сфере железнодорожных перевозок внедряет компания?

В. Г.: На полигоне Октябрьской железной дороги в 2020 году реализованы проекты по строительству пригородных пассажирских павильонов на станциях Саблино и Поповка. Реализация подобных проектов позволяет обеспечить комфортные условия пассажирам для приобретения проездных документов и прохода на платформы. Всего за время работы компании такие комплексы появились на станциях Старый и Новый Петергоф, Вырица, Луга, Рощино, Бернгардовка, Ораниенбаум, Мельничный Ручей.

BG: Как будет развиваться отрасль, по вашему мнению, в ближайшие годы?

В. Г.: Наш город разрастается, застраиваются новые территории, расстояния становятся больше, и не в последнюю очередь этому способствует развитая пригородная железнодорожная транспортная сеть. Растет потребность в быстрых и комфортных передвижениях. Люди все больше склонны отказываться от личного транспорта в пользу общественного. Мы анализируем эти тренды, в результате рождаются проекты, которые мы внедряем в жизнь при поддержке регионов. Одним из перспективных направлений развития городской среды являются «бесшовные перевозки», когда билет на несколько видов транспорта пассажир может купить в режиме «одного окна». Выстраивается удобная логистика, пассажиру не приходится самому думать о вариантах пересадки, что делает поездку планируемой и предсказуемой. Например, сейчас пассажирам предлагаются ряд мультимодальных маршрутов, когда по одному билету можно проехать в пригородном поезде и наземном транспорте, действует единый комбинированный билет, включающий в себя проезд в наземном общественном транспорте, метрополитене и пригородных поездах. За этим будущее, и работа в данном направлении будет продолжена.

BG: Какой новый подвижной состав пассажиры смогут увидеть в ближайшем будущем у СЗППК?

В. Г.: СЗППК работает совместно с органами власти и производителями подвижного состава по вопросу обновления парка пригородных поездов. Комфортабельный подвижной состав формирует привлекательность железнодорожного транспорта, поэтому компания ведет работу и в части обновления эксплуатируемых поездов. До конца текущего года на удаленных участках обслуживания запланирован запуск в эксплуатацию 11 новых пассажирских вагонов, оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, установками кондиционирования воздуха, системой аудио- и видеотрансляции. Они будут курсировать на маршрутах Дно — Псков, Дно — Оредеж, Старая Русса — Едрово, Окуловка — Неболчи, Угловка — Боровичи. Кроме этого, ОАО РЖД в 2021 году планирует передать в аренду АО «СЗППК» новые рельсовые автобусы серии РА-3. Это современные комфортабельные поезда, которые могут эффективно использоваться для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках Октябрьской железной дороги, оборудованных как низкими, так и высокими платформами. При создании рельсового автобуса использован целый ряд новых технических решений. Благодаря новому кузову, по сравнению с предшествующими моделями, возросло количество мест для пассажиров. В одном из головных вагонов предусмотрены места для маломобильных граждан, подъемники для инвалидных колясок, универсальные санитарные комплексы. Специально для РА-3 создан новый интерьер салона: пассажирские вагоны и кабина машиниста оборудованы системами видеонаблюдения, кондиционирования с обеззараживателями воздуха, информационными табло, используется энергосберегающее светодиодное освещение.

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Назад

Опрос
Каким способом Вы обычно оплачиваете билеты?