Северо-Западная пригородная пассажирская компания

Расписание движения и стоимости проезда

Выборг

Выборг — удивительный город. Это касается не только месторасположения и природных особенностей, но и богатейшей истории. То, что он расположен на Карельском перешейке, уже само по себе замечательно. Однако город еще стоит и на редчайшем природном явлении — выход кристаллических гнейсовых пород, имя которому — Балтийский щит. Как следствие — обилие гранита и связанного с этим увеличение естественного радиоактивного фона.

Выборгский замок
Выборгский замок

Одновременно Выборг — хранитель тайн, кладов и загадок. Причем клады, как в буквальном понимании — сокровища, которым могли бы позавидовать даже знаменитые пираты Флинт и Френсис Дрейк, так и культурно-исторические ценности.

История Выборга начинается с XI века, когда на месте нынешнего парка «Монрепо» возникло небольшое поселение. Его жители занимались охотой, рыболовством и земледелием, а также торговлей со странами Балтийского побережья.

Швеция уже в середине XII века пыталась завоевать эти земли, а в 1293 году правитель Швеции Торгильс Кнутсон во главе большого войска вторгся в Карелию. Чтобы удержать важные стратегические позиции, шведы в том же 1293 году построили на небольшом островке Линнан-Саари (замковый остров) каменный замок. Новгородцы несколько раз пытались захватить эти земли, в 1318 году им это удалось, правда, на непродолжительное время. В 1323 году по мирному договору, подписанному в крепости Орешек, была установлена русско-шведская граница по реке Сестре. Новгород уступал Швеции часть Карельского перешейка с Выборгом, часть земель за Вуоксой и земли вокруг озера Сайма, восточная часть Карельского перешейка осталась новгородской.

Тем временем, на территории Руси произошли некоторые изменения. В частности, собирание русских земель вокруг Москвы. Таким образом было принято решение о взятии Выборга. В 1495 году к городу подошел большой отряд. В течении 10 недель с октября месяца армия Ивана III осаждала город, однако, цель не была достигнута.

В 1703 году на островах в дельте Невы Петром I был основан Санкт-Петербург–столица Российской империи. Теперь для обеспечения его безопасности Петру I необходимо было овладеть Карельским перешейком и Выборгом–основной шведской крепостью на северном побережье Балтийского моря и Финского залива. В 1706 году была предпринята попытка взять Выборг с суши, но шведские укрепления устояли. Лишь после Полтавской "виктории", весной 1710 года, Петр I предпринял поход на Выборг. Петр I сказал, что "через взятие сего города Санкт-Петербургу конечное безопасение получено". Заключенный со Швецией в 1721 году Ништадтский мирный договор закрепил за Россией выход к Балтийскому морю.

Революционные события 1917 года, естественно, коснулись и Выборга, находящегося в непосредственной близости к "колыбели революции" - Петрограду. В.И. Ленин несколько раз бывал в Выборге в 1906-1907 годах и в 1917 году. С 17-го сентября он проживал в рабочем предместье Таликкала (теперь это поселок им. Ленина) в доме № 15 по Александровской улице (теперь ул. Рубежная). Здесь, на ул. Рубежной, 15, в 1958 году был открыт мемориальный музей.

Общеизвестно, что в настоящее время Выборгский замок — единственный в Российской Федерации замок эпохи рыцарей.

Часовая башня
Часовая башня

Именно вокруг этой средневековой крепости началась постройка города, который постепенно с острова перешел на материковую часть. Сегодня можно сказать, что данный замок является единственным крепостным сооружением западного образца, сохранившимся на территории России. Сам по себе он несет все аскетические черты, присущие облику ранней средневековой крепости: сложен из огромных гранитных глыб с минимальной внешней отделкой. Тяжелая историческая судьба и участие практически во всех региональных конфликтах привела к тому, что Выборгский замок регулярно подвергался разрушениям, а поэтому часто перестраивался и дополнялся новыми элементами. Это можно заметить даже по текстуре различных строительных материалов, использовавшихся при реконструкции цитадели.

Сегодня замок представляет собой огромный музей, с большим числом экспозиций различной тематической направленности. Более всего туристов привлекает смотровая площадка, расположенная на вершине замковой доминанты – знаменитой башни Святого Олафа, высота которой составляет почти полсотни метров. Именно с нее открывается потрясающий вид на Старый Выборг, не испорченный видом современных застроек.

В центре старого Выборга, посреди городской Рыночной площади находится еще одна местная достопримечательность, так называемая Круглая башня. Если внимательно к ней присмотреться, то можно заметить, что она не идеальной круглой формы, а, скорее, яйцевидной. Сама башня была создана средневековыми мастерами в середине XVI века из крупных каменных элементов безо всяких архитектурных изысков, как было и принято в то время, тем более что она входила в состав оборонительных сооружений Выборга, впоследствии разобранных.

Круглая башня
Круглая башня

Всего в десяти минутах езды от центра Выборга находится еще одна из достопримечательностей города – знаменитый пейзажный парк «Монрепо», возведенный в XVIII веке по приказу одного из самых образованных людей того времени — барона Людвига Генриха Николаи, прекрасно разбиравшегося в искусстве и тонко его чувствовавшего. Да и само название парка, которое с французского языка можно перевести как «мое отдохновение», красноречиво говорит о его реальном предназначении.

Сегодня данное ландшафтное творение является не только самым красивым садом-заповедником на всей территории России, но и, скорее всего, даже во всей Северной Европе. Разбитый прямо на берегу Защитной бухты и окруженный со всех сторон водой, парк представляет собой удивительно спокойное и тихое место, как будто созданное для размышлений о сущности бытия. «Монрепо» отличается смешением различных ландшафтных стилей и явно чувствующимся скандинавским акцентом. Ценители могут отметить в «Монрепо» влияние английских и итальянских парковых традиций, в симбиозе с финскими и немецкими деталями.

Парк Монрепо
Парк Монрепо

Выборг достаточно ярко сочетает в себе различные стили Запада и Востока, которые самым причудливым образом смешались тут в единое целое, придавая ему свой собственный неповторимый и привлекательный колорит.

Вид на Выборг
Вид на Выборг

Железнодорожный вокзал одним из первых встречает гостей Выборга. Это уже третье здание вокзала. Первое было построено в 1869 году, к открытию железнодорожной ветки Санкт-Петербург — Гельсингфорс. Строение было деревянным и располагалось ближе к автомобильному путепроводу «Железнодорожный мост» на Папулу.

Первый выборгский железнодорожный вокзал
Первый выборгский железнодорожный вокзал

Спустя сорок лет в 1913 году было построено новое здание вокзала из розового гранита по проекту финских архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса.

Выборгский железнодорожный вокзала по проекту архитекторов Э.Сааринена и Г.Гезелиуса
Выборгский железнодорожный вокзала по проекту архитекторов Э.Сааринена и Г.Гезелиуса

Вокзальный комплекс состоял из трех корпусов. Два из них, обращённые фасадами к площади, соединяла невысокая, прорезанная арками стена. Третий же корпус был расположен между путями и связан с первыми посредством тоннелей: по двум тоннелям пассажиры выходили в город, ещё один служил для вывоза багажа.

Широкая, полуциркульной формы, арка главного входа выделяла это сооружение среди окружающей застройки. Зодчие умело использовали синтез искусств, включив в композицию главного фасада скульптуру. Две пары гранитных медведей, поднятые на уровень второго этажа, стояли по обе стороны от входа. За ними располагались женские фигуры, символизирующие победу духа над материей.

Во время военных действий в 1941?1944 годах главное здание выборгского железнодорожного вокзала было уничтожено. От старой постройки остался лишь небольшой корпус, в котором сейчас находится багажное отделение, и два гранитных медведя, украшавших некогда главных вход.

Современное здание железнодорожного вокзала было возведено в 1953 году по проекту архитекторов А. Васильева, Д. Гольдгора, С. Сперанского и А. Беркова. Являясь «типичным образом вокзальной архитектуры провинциального сталинского ампира» он имеет полное право стоять в одном ряду с памятниками исторического наследия Выборга.

Между Санкт-Петербургом и Выборгом проложена линия – Финляндского направления – со станцией Выборг. До Выборга можно доехать как на обычном пригородном поезде (время в пути от Санкт-Петербурга – 2 часа), так и на скоростном электропоезде «Ласточка», всего 1 час 15 минут и вы окажетесь в этом великолепном средневековом городе. Поезда курсируют ежедневно. С расписанием Вы можете ознакомиться .

Источники: vyborg-gid.ru, vbrg.ru, nice-places.com, vyborg-site.narod.ru, lipilin.ru, ivbg.ru

Записаться на экскурсию

Все поля обязательны для заполнения

Назад