Северо-Западная пригородная пассажирская компания

Расписание движения и стоимости проезда

Гатчина

Гатчина является одним из самых красивых городов России. Очарование старины и динамизм современности, тихие зеленые улицы и современные промышленные предприятия, Петербургский институт ядерной физики и императорские дворцы - все это сегодняшняя Гатчина.

Тенистые гатчинские улочки и парки помнят Жуковского и Куприна, Чайковского и Рубинштейна, Боткина и Чигорина, многих людей, представляющих цвет российской культуры.

Гатчина - колыбель русской военной авиации. В ее небе летали Нестеров и Чкалов, первая русская авиатрисса Зверева, испытывали свои парашюты Гаккель и Котельников. Первая российская подводная лодка отправилась в свое первое плавание по гатчинским озерам.

Бесспорно, главной достопримечательностью Гатчины является великолепный дворцово-парковый ансамбль.

Гатчинский дворец
Гатчинский дворец

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году государыня сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу. Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец. Граф развернул в Гатчине активное строительство – пригласил выдающегося итальянского зодчего - Антонио Ринальди. После смерти графа Орлова Гатчина становится резиденцией Павла I.

Гатчинский дворец. Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны. Архитектор В. Бренна. Гатчинский дворец. Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны. Архитектор В. Бренна.
Гатчинский дворец. Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны. Архитектор В. Бренна.

Следующими владельцами Гатчины становились императрица Мария Федоровна, Николай I, Александр II, Александр III. В 1853 году в Гатчину была проведена железная дорога, а в 1881 впервые в России появилось электрическое уличное освещение. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Гатчина была признана самым благоустроенным из малых городов Российской Империи.

В годы Великой Отечественной войны Гатчина была занята немецкими войсками, а дворцово-парковый ансамбль уничтожен. После войны силами строителей и реставраторов Гатчина была восстановлена, построены жилые районы, промышленные предприятия, институт ядерной физики, а в 1985 году открыты для посещения первые залы Гатчинского дворца. По итогам Всероссийского конкурса 1999 года Гатчина вновь стала самым благоустроенным малым городом России.

Приоратский замок — одна из самых необычных достопримечательностей Гатчины. Расположенное на берегу Черного озера здание было построено в 1799 году для французского принца Конде. Приор Мальтийского ордена, растерявший львиную долю своих владений в период Французской революции, попросил помощи у императора Павла I. Правитель Российской империи не отказал в убежище, построив для Конде Приорат «монастырское землевладение».

Приоратский Дворец
Приоратский Дворец

С Приоратским дворцом — как и многими другими архитектурными памятниками Гатчины — связана легенда о наличии подземного хода, который якобы соединяет комплекс с Гатчинским императорским дворцом. И подтверждения этим догадкам найдены: выложенный камнем тоннель был обнаружен при реставрации здания. Однако до сих пор неясно, каково его предназначение и ведет ли ход к бывшей резиденции монархов.

Пожалуй, один дворец, какими бы прекрасными не были бы его интерьеры, не смог бы привлечь к себе внимание многочисленных туристов. Парки - настоящие достопримечательности Гатчины, из-за которых объект и вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО. Винченцо Бренна приложил немало усилий, чтобы создать рукотворные пейзажи. Это озера Белое, Черное, Серебряное, а также регулярные и ландшафтные парки Сильвия, Собственный, Голландские (Верхний и Нижний).

Вид на Гатчинский Дворец
Вид на Гатчинский Дворец

Гатчинские вокзалы (Балтийский и Варшавский) имеют богатую историю. Варшавский вокзал находится на юго-восточном краю города и является главным в Гатчине. В 1851 году началось строительство железной дороги Санкт-Петербург — Варшава, она связывала Санкт-Петербург с Польшей и прусской границей и поэтому имела важное значение. В ноябре 1853 года был открыт для движения первый участок новой железной дороги. Только в 1862 году дорога была полностью проложена. Первое здание вокзала в Гатчине было деревянными. В 1872 году была проведена ветка Балтийской железной дороги. А в 1873 году в Гатчине был построен второй вокзал по проекту П.С. Купинского. Постройка была очень красивой, но очень быстро перестала справляться с пассажиропотоком. В августе 1885 года был издан указ о постройке новой станции, немного поодаль. Новое здание было открыто в 1889 году, а в 1890 году был открыт Царский павильон, архитектором которых также был П.С. Купинский.

Во время Великой Отечественной войны здание вокзала претерпело разрушения. Новое здание, действующее по сегодняшний день, было возведено в 1958 году по проекту Л.В. Доброницкой, здание исполнено в классическом стиле.

До Гатчины можно доехать на пригородном поезде. Между Санкт-Петербургом и Гатчиной проложены две параллельные железнодорожные линии - Варшавского и Балтийского направлений - с двумя станциями в Гатчине: Гатчина-Балтийская и Гатчина-Варшавская. Время в пути от Санкт-Петербурга (Балтийский вокзал) - около часа. Поезда курсируют ежедневно. С расписанием Вы можете ознакомиться и соответственно.

Источники: gatchinapalace.ru, gatchina-meria.ru, mapolist.ru, afisha.ru, panoramio.com

Записаться на экскурсию

Все поля обязательны для заполнения

Назад